Пит Мондриан и его неопластицизм из прямых линий

Стиль Пита Мондриана до безумия прост и абстрактен. Для кого-то это лишь палки, кружочки, но гораздо больший смысл заложен в картинах автора, ведь всё гениальное просто.

Известность к художнику пришла в 20-е годы, как раз тогда, когда Пит полностью перешёл к стилю «всё гениальное просто».  Все его произведения состояли из линий и фигур, и он противопоставлял их друг другу с помощью динамики и статики, вертикалей и горизонталей.

Этот полный абстракционизм  служил неким балансом, который был символом единства вселенной. Даже сейчас стиль Пита Мондриана пытаются повторить в дизайне, архитектуре, ведь художник открыл миру искусства что-то новое.

1912

1914

1917

 

Союз голландских художников «De Stijl», в котором состоял Пит,  использовало абстракцию, как свой основной стиль. Их задачей было объединение искусства и реальности. Благодаря этому рождается новый язык написания в абстракционизме, который стал более понятен для всех .

В 30-х годах Лола Прусак, француз, модельер, использовала  стиль Пита в своей коллекции чемоданов и сумок, она сделала вставки из кожи в виде квадратов жёлтых, красных и синих цветов. А в 1965 году Ив Сен-Лоран представил миру платья «Мондриана», основой декора были именно картины Пита. Это самые известные примеры использования творчества  художника в дизайне.

Yves-Saint-Laurent

Lola-Prusac

Спустя годы поиска собственного стиля, Пит прошёл такие стадии искусства, как луминизм, импрессионизм, кубизм. И вот тут рождается его собственная отрасль абстракционизма – неопластицизм.  Неопластицизм строится на ограниченности цветовой палитры, только жёлтый, синий и красный цвет и только на белом и чёрном фоне, всё это дополнялось базовыми  элементами – прямыми линиями, квадратами и т.д. De Stijl помогали Мондриану продвигать этот стиль в мир. А в 60-х годах минималисты тоже начнут использовать это направление, немного преобразовав его.

Семья Мондриана была бедной, отец, работая директором в местной школе, не мог прокормить своих детей и жену, слабую здоровьем. Но даже несмотря на это семья понимала талант будущего художника и поддерживала его в этом, хоть и была далека от искусства.  В двадцать лет  Пит переезжает в Амстердам, чтобы начать там своё обучение в Академии художеств.

В двадцать пять лет Пит возвращается в родной город, к родителям, почти на год из-за сильной пневмонии.  Именно благодаря этому уединению Мондриан пишет серию натуралистических картин, но они не имеют никакого отношения с абстракционизмом. В раннем творчестве художник придерживался консерватизма, но уже тогда просматривался его стиль. Он часто использовал прямые линии в портретах и пейзажах, писал людей, используя статику.

Именно эта особенность в написании картин очень мешала художнику. Критикам не нравились «мёртвые» люди, они обвиняли Пита в отсутствии таланта. В картинах Мондриана персонажи не сочетались с фоном и были будто приклеены к холсту из других композиций.

Первым  шагом в мир абстракции стало вступление  в теософское общество. Мистицизм, который пропагандировали там очень, был по душе художнику, но всё же ему хотелось более реального изображения духовного.

1911 год – переломный момент в судьбе Мондриана. Именно тогда, посетив выставку современного искусства в Амстердаме, и вдохновившись работами Пабло Пикассо  и Жоржа Брака, которые писали в стиле кубизма, Пит решается переехать во Францию и поменять свой стиль. Он начал использовать кубизм за основу , но видоизменяет его под себя. Так с помощью геометрических фигур Мондриан пытается исследовать законы мироздания и показать их на холсте.

Pit-Mondrian_Victory-Boogie-Woogie

Последняя и культовая  картина «Победа буги-вуги» вызвала очень спорные мнения у критиков. Сейчас эта картина является воплощением мондриановского неопластицизма, ведь она полностью передаёт эмоциальное состояние автора. Но произведение искусства так и осталось незаконченой из-за смерти художника.

Единственный раз, когда он представил миру свои работы — выставка в Нью-Йорке. Сегодня Мондриан признан одним из основателей абстракционизма в целом.  Его картины вдохновляют до сих пор и охватывают изобразительное искусство, но и всё  творчество в целом.